10 августа 2010 г.

Возрождение славянских традиций в архитектуре

Актуальное интервью

Владимир ПЕЛЕВИН, журналист.

Опубликовано в газете Харьковского городского совета «Харьковские известия» № 95 (2221) 7 августа 2010 года (суббота) стр. 9 в рубрике «Созидатели».

ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ Павел Георгиевич – Действительный член Украинской Академии Архитектуры, член правления Харьковской организации Национального Союза архитекторов Украины, Заслуженный архитектор Украины, лауреат премий Совета Министров СССР, международных конкурсов и смотров архитектурного творчества, победитель рейтингов «Лидер Украины», «Народное признание» и «Харьковчанин года». 
Вся его профессиональная и общественная деятельность направлена на поддержание межнационального и межконфессийного мира и согласия в нашем обществе.  
Ныне профессор Харьковской национальной академии городского хозяйства занимает и должность Главного архитектора Украинского государственного проектного института «Укргорстройпроект».

Мы знакомы давно. С тех пор, как в 90-е годы теперь уже прошлого столетия основным направлением моей журналистской деятельности стало освещение в СМИ жизни – во всех её проявлениях национально-культурных обществ Слобожанщины и всей Украины, а Павел Георгиевич и его творческая архитектурная мастерская в Доме проектов в это время выполняли проекты по заказам этих обществ на строительство сакральных учреждений (церквей, храмов, мечетей) и жилья с элементами национального орнамента для жителей Харькова и области – корейцев, осетин, армян, поляков и других представителей этноса.

На днях я побывал в рабочем кабинете известного горожанина. Посмеялись: как раз между Днём архитектуры и Днём строителя Украины!

Отвечая на «каверзные» и острые вопросы журналиста, Павел Георгиевич высказал столько глубоких, интересных мыслей, суждений и предложений, что я попросил разрешения ознакомить с некоторыми из них читателей газеты.

- Павел Георгиевич, включаешь телевизор или радио, раскрываешь газету, выходишь из подъезда – и везде разговор о глобальных проблемах: экономическом кризисе, глобальном потеплении, терроризме, старении населения на одних континентах и нищете на других. Что ни день, ООН и другие общественные международные организации, руководители государств, дипломаты, парламентарии и министры «по интересам» проводят конгрессы, съезды, конференции и симпозиумы «по глобальным вопросам». На ваш взгляд, глобализм – это зло или панацея от всех бед на нашей планете? И как это отражается в рамках архитектуры?

- Я считаю, что глобализация, по пути которой стремительно движется человечество, является не злом, а исторической неизбежностью. Мы читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы, слушаем одну и ту же музыку. Технические достижения, искусство, даже языки становятся всеобщими. Сближаются эстетические идеалы. Народы теряют индивидуальность. Происходит постепенное слияние культур. В таких условиях, возрождение и сохранение национальных традиций представляет интерес не только для тех народов, у которых эти традиции и искусство возникли, но и для всего человечества.

Многонациональный Харьков, для которого демократические тенденции всегда были характерны, занимает лидирующее положение в Украине в сохранении и развитии национальных традиций. В архитектуре данное направление прежде всего коснулось малоэтажной частной застройки. Но особое распространение оно получило в проектах храмов и общественно-духовных центров.

- Надо полагать, рост числа сакральных учреждений связано лишь с ростом числа верующих, обретших духовную свободу, или это связано с каким-то иным явлением?

- В странах Восточной Европы сакральная архитектура – это не только возрождение религиозности. Это возрождение искусства кирпичной кладки, резьбы по дереву, кузнечного дела, лепки, иконописи (как жанра художественного творчества), возрождение прекрасных многоголосых распевов. Это восстановление огромного пласта национальной культуры, забытого за время воинствующего атеизма. Очень часто архитектурные детали еще не построенных храмов: обрамления оконных и дверных проемов, конструкции карнизов, формы крылец и оград подворий появляются в расположенной рядом жилой застройке. Национальные традиции вновь осваиваются народом.

Конечно, сказанное относится, прежде всего, к украинской и русской архитектуре. Только по проектам нашего коллектива в Харьковской, Донецкой, Полтавской, Сумской и Хмельницкой областях строятся и уже действуют 12 украинских и 9 русских храмов. Стилистика их разнообразна.

- Нельзя ли привести в этом плане ряд примеров?

- Украшением села Чернещина Харьковской области стал ансамбль Свято-Николаевского общественно-духовного центра, возведённый с использованием украинских казацких прототипов. Знаменитое украинское барокко ХVII века определило облик строящегося комплекса кафедрального собора в Полтаве. Барокко ХVIII века использовано для нескольких храмов Харькова.

Суровая русская стилистика Новгородско-Псковской школы, времен борьбы с псами-рыцарями, применялась при возведении мемориальных храмов в Харьковской и Хмельницкой областях. Восстановлен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лубнах. Его компоновочная схема и архитектурные детали аналогичны северным (поморским) храмам. Московская школа зодчества послужила образцом при проектировании крупного комплекса Блаженной Матроны в Харькове.

- А как выглядит по этому вопросу наша соседка Беларусь?

- Тем, кто интересуется славянской культурой, близки и понятны проблемы, стоящие перед братскими народами. Прошлое Белоруссии имеет многочисленные параллели с историей Украины. Как и у нас, религиозные воззрения оказались разделены несколькими конфессиями. По данным каталога памятников архитектуры, 56% белорусских исторических храмов являются католическими. По 22 % греко-католическими и православными. При проектировании харьковских храмов учтены потребности и белорусского населения, которое по численности уступает только украинцам и русским.

И в Беларуси, и в Западной Украине греко-католическая архитектура широко применяла стилистику польского барокко. Использование этого архитектурного направления позволило в проекте строящегося харьковского Свято-Николаевского храма связать в единый узел культуру трех славянских народов. Кроме того, уже проектируется православный белорусский храм, прототипом которого послужили два (всего-2!) чудом сохранившегося храма - крепости ХIV века.

Кстати, большой интерес вызывает еще один, проектирующийся для Харькова, храм. Его архитектура тесно связана с периодом крещения славянских народов и восприятия ими падающей под ударами турок-османов византийской культуры. Прототипом является болгарская Золотая церковь, которая была возведена в Преславе в Х-ом веке. От нее сохранился только фундамент. Возрождение болгаро-византийского стиля является крупным событием не только для Украины, но и для Болгарии.

От автора. Завершая нашу беседу, П.Г.Чечельницкий заметил, что все перечисленные храмы, за исключением греко-католического, проектируются и строятся при активном содействии Украинской Православной Церкви. Она не только благословляет архитектурные решения, но и зачастую является прямым заказчиком. Деятельность Церкви способствует возрождению национальных традиций славянских народов, а разнообразные, поднимающиеся над окружающей застройкой, златоглавые храмы делают облик городов и сел Украины богаче и красивее.

Что касается итогов посещения Украины патриархом Кириллом, то это тема отдельного разговора. Ясно одно: патриарший визит однозначно подтвердил единство славянской культуры и необходимость сохранения славянских традиций в архитектуре.

На фото: Чечельницкий П.Г.
Крестновоздвиженский храм в посёлке Лиман Харьковской обл. Украинское барокко.
Архитекторы: Пересадько В.Н., Чечельницкая Н.П., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Бяльский С.Я.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в г.Лубны. Русский северный поморский стиль.
Архитекторы: Пересадько В.Н.,  Чечельницкий П.Г. Конструктор: Бяльский С.Я.
Белорусский Православный храм-крепость в г.Харькове (эскизный проект).
Архитекторы: Чечельницкий П.Г., Щерба Л.Н. Конструкторы Коздерко В.А., Ушколенко Е.Г.
Проект Николаевского Греко-Католического храма в г.Харькове. Польское барокко.
Архитекторы Ткаченко А.В., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Саркисян П.Р.
Проект Успенского храма в г.Харькове. Болгаро-Византийский стиль.
Архитекторы Имшенецкая Н.В., Пересадько В.Н., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Стрибуль С.И.

1 комментарий: