27 января 2011 г.

Багаж в аэропортах будут облучать гамма-излучением

Эхо взрыва в аэропорту Домодедово

24 января 2010 года в 16:32 в международном терминале аэропорта Домодедово, где встречают прибывших пассажиров, прогремел взрыв. Мощность взрывного устройства, сработавшего в аэропорту, составила от 5 до 10 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате теракта 35 человек погибли и более ста пострадали.

Российские ученые готовят к внедрению прибор, который поможет найти в багаже любую взрывчатку. Они утверждают, что детектор позволяет обнаружить взрывчатку, даже если она скрыта несколькими слоями разных материалов, в том числе - через металл, воду или грунт. Подробнее об этой установке "Вестям ФМ" рассказал заведующий отделом прикладной ядерной физики Физического института РАН Валерий Раевский.

"Вести ФМ": Валерий Георгиевич, здравствуйте.

Раевский: Здравствуйте.

"Вести ФМ": Скажите, что это за такие чудо-приборы? И какую взрывчатку они могут найти?

Раевский: Они могут найти любое вещество, которое содержит азот и углерод. Эта большая установка использует ускоритель в качестве генератора гамма-излучения большой энергии, порядка 50 миллионов электрон-вольт. Пучок этого излучения хорошо проходит через слои вещества и, если натыкается там на какое-то содержание углерода и азота, а эти вещества находятся именно во взрывчатке, то получается отклик. Отклик в виде образования короткоживущих изотопов, которые живут очень маленькое время, порядка 20 миллисекунд. И вот этот отклик мы уловим. Это нам позволяет с частотой 50 герц, например, сканировать поверхность чемоданов или земли и получать вот эти сигналы.

"Вести ФМ": Гамма-излучение ведь не опасно для людей?

Раевский: Нет, оно опасно для людей, конечно.

"Вести ФМ": А как же тогда это будет выглядеть?

Раевский: Нет, при присмотре чемодана, при просмотре контейнеров, конечно, можно ставить. Там, где нет людей.

"Вести ФМ": Никакой остаточной радиации, ничего подобного там не будет?

Раевский: Остаточная радиация, конечно, возникает, но она держится недолго, порядка часа. Это мы все измеряли. И для аэропорта час – это нормальное время полета самолета, так что человек получает багаж чистенький, там ничего нет уже.

"Вести ФМ": Хорошо. Сколько такая установка будет стоить?

Раевский: Ой, это дорогая установка. Потому что там очень дорогой ускоритель. В общем, будет стоит порядка полутора-двух миллионов долларов.

"Вести ФМ": И сколько установок нужно для обеспечения нужд среднего аэропорта?

Раевский: Ну, вот наши коллеги, американцы, они считают, что одной установки достаточно, чтобы обеспечить работу всего аэропорта "Кеннеди".

"Вести ФМ": Большой аэропорт.

Раевский: Да. Там очень быстро, 2 секунды на чемодан – это максимум.

"Вести ФМ": Азот содержится много в чем. Не будет ли частых ложных срабатываний?

Раевский: Мы отработали методику, которая позволяет определить по полученному сигналу соотношение между азотом и углеродом. И для каждого вещества это как бы уникальный портрет. Эти портреты записаны в базах данных, и после того, как получается сигнал, подсчитывается соотношение, сразу сравнивается. Причем чувствительность такова, что, например, можно отличить тротил от гексогена. Я уже не говорю о шерстяных платках и так далее.

"Вести ФМ": А идет только качественное определение? Количество можно определить с помощью этой установки?

Раевский: В принципе можно, конечно. Не очень точно, но сказать, пять килограммов или сто граммов – это, конечно, мы можем отличить. А если сто граммов или двести граммов – ну, не знаю, мы пока еще таких экспериментов не делали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий