17 сентября 2011 г.

Контр-адмирал Виктор Дыгало. Для чего я пишу воспоминания.


Препринт из книги "Море, флот, личность".

В послевоенное время как у нас в Советском Союзе, так и за границей широко вошло в моду писать мемуары или другого рода воспоминания.

За перо взялись буквально все, достигшие, как правило, преклонного возраста.

Особенно резво взялись за писательский труд пенсионеры и старики-военные, принимавшие то или иное участие в Великой Отечественной войне Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками 1941-1945 годов.

Пишут авторы всех калибров и рангов, от маршала до рядового солдата и матроса.

Среди пишущих свои воспоминания немало и таких, которые не только далеки от писательского ремесла, но и расписываются с ошибками. В общем -

Как только стал товарищ старым,
Писать берется мемуары.


И каждому пишущему представляется, что все другие авторы мемуаров безбожно врут, а он один освещает абсолютную и объективную истину, так необходимую для просвещения неразумных, но жадных до истории потомков.


О личных своих промахах и наделанных в жизни глупостях не пишет никто. 

А сколько их было!

Может показаться, что и я заразился этой мемуарной лихорадкой и, будучи захвачен бурным потоком мемуаристов, взялся за перо.

Нет, это не так. 

Писать отдельные очерки из истории и жизни флота я стал давно. 

Первую попытку написать книгу сделал в середине 70-х. 

Успех окрылил меня.

Небольшая книжка "Так повелось на флоте" имела успех у читателей, и я с годами развил свой успех. 

Но все написанные очерки и книги относятся к популярной литературе об истории Военно-морского флота и его традициях.

Свои планы на грядущие годы жизни я зафиксировал в стихотворной форме:

Сложу в труде иль на войне
Свои израненные кости.
Надеюсь, место будет мне
Пусть не на Новодевичьем погосте...

А если долго проживу
И стану немощным и старым,
Переберусь тогда в Москву
И там возьмусь за мемуары.

Я действительно перебрался в Москву, стал пусть не немощным, но старым, и вроде время подошло и мне переключиться на мемуары. 

Но на пути вожделенного желания лежат житейские преграды.

Во-первых, будучи законопослушным морским офицером, я никогда не вел не то что дневников, но и отрывочных записей о случаях, происходящих в ходе почти 45-летней службы в ВМФ (из них 20 лет - на подводных лодках).

Я не настолько гениален, чтобы держать в голове даже очень неординарные события: время стерло из памяти многие имена, фамилии и особенно даты.


К сожалению, время безжалостно поступило с теми, с кем я служил плечо к плечу, как сказал поэт: иных уж нет, а те далече...

Так что оказать практическую помощь, чтобы освежить в памяти то или иное событие, некому...

Мне не суждено было стать выдающимся военным или государственным деятелем.


Во время войны по малолетству, а в послевоенный период из-за сложившихся обстоятельств (одна из подводных лодок соединения, которым я командовал, погибла, выполняя задачу боевой службы) я не стал флотоводцем.

Хотя, признаюсь, моей мечтой было окончить Академию Генерального штаба и стать командующим флотом, памятуя, что каждый солдат волен носить в рюкзаке маршальский жезл. 

Не исключено, что я бы достиг своей цели...

Так что написать книгу в полнокровном мемуарном жанре мне не удается.

Свои воспоминания я посвятил не личным успехам или неудачам, а жизнеописанию тех людей, которые встречались на моем служебном и жизненном пути и, на мой взгляд, достойны светлой памяти, а некоторые и осуждения.

В моих записках читатель найдет, прежде всего, людей, которые, начиная с первых шагов моей жизни, были для меня наставниками, на которых я равнялся и старался, как и они, честно и с отдачей служить Военно-морскому флоту.

На мой взгляд, кроме изложенного выше, достоинством предлагаемой мной книги является то, что я впервые на основе исторических фактов 

и опыта личной службы попытался раскрыть понятие "морская культура", без которой немыслимо существование и боевой деятельности Военно-морского флота.

Удалось ли мне это? 

Мой отец любил говорить: "Если долго мучиться, что-нибудь получится". 

Поэтому мне сдается, что удалось. 

Вся моя взрослая жизнь без остатка была отдана Военно-морскому флоту, ставшему для меня родным. 

В этом я вижу смысл своей жизни и считаю, что прожил ее не напрасно...

С уважением к читателям

Контр-адмирал Виктор Ананьевич Дыгало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий