18 марта 2012 г.

Капитан 1 ранга Тарас Москаленко. В подплав призвала судьба.


19 марта - День моряка - подводника
Осмотреться в отсеках !

Свой профессиональный праздник - День моряка - подводника, капитан 1 ранга запаса Тарас Москаленко (на фото) встретит, как всегда, в кругу боевых друзей и сослуживцев. 

По славам Тараса Лаврентьевича, для ветеранов подплава 19 марта - это прежде всего день встреч и воспоминаний, приятных и трогательных.

- Я жил и учился в сельской школе на Украине,- вновь возвращается в юношеские годы Тарас Лаврентьевич, это село Малые Сорочинцы Полтавской области.

- Сколько себя помню, всегда хотел быть военным, видимо, такое было время - только закончилась Великая Отечественная война, и весь народ понимал, что стране нужна мощная армия, а вот каким именно военным стать, лётчиком, танкистом или моряком, я не представлял.

После школы для поступления в военное училище подал документы в военкомат. 

Там по разнарядке меня направили сдавать экзамены в парашютно-десантное училище в Рязани, где я не прошёл медкомиссию. 

Таким образом, мечту пришлось отложить на некоторое время, пока не призвался на срочную службу на Тихоокеанский флот.

Вторая попытка поступить в училище была успешной, хотя и нелёгкой. 

Поступал я со службы в ТОВВМУ имени С.О.Макарова, экзамены давались сложно, конкурс был пять человек на место, но я всё же прошёл и стал курсантом минно-торпедного факультета.

Живой легендой для курсантов той поры был начальник училища Герой Советского Союза прославленный подводник контр-адмирал Валентин Стариков

Все макаровцы знали его боевую биографию, много о нём читали и считали главным примером для подражания.

Глядя на начальника училища, начал подумывать о подводном флоте и курсант Москаленко. 

А тут ещё попалась под руку книга Александра Крона «Капитан дальнего плавания» об Александре Маринеско. 

События, отражённые в книге, просто потрясли будущего офицера, особенно те моменты, когда командир С-13 мастерски, талантливо и нестандартно принимал решения на торпедные атаки. 

Ведь не зря их называли атаками века!

Часто Тарас Москаленко мысленно ставил себя на место командира подводного корабля во время боевой атаки, сопоставлял его решения со своими мыслями, полученными знаниями, ведь он и сам изучал торпедное оружие.

Тут, перефразируя известного барда, можно сказать, что нужная книга в нужное время оказалась в руках моряка, определив, по сути, всю его дальнейшую судьбу. 

«Я загорелся мечтой о подводном флоте, вспоминает Т.Москаленко, и считал своей задачей борьбу с авианосцами. 

Это были самые большие корабли вероятного противника, поэтому я начал прямо в училище изучать их характеристики, писал диплом на тему борьбы с авианосцами и при распределении просился на лодку, у которой есть ракетное и торпедное оружие и которая ведёт борьбу с кораблями этого класса».

Подарком судьбы до сих пор считает Тарас Лаврентьевич стажировку на пятом курсе. 

Ему посчастливилось на борту дизельной подводной лодки выйти в Индийский океан для участия в учении «Океан». 

Задача у этой лодки была атаковать учебной торпедой надводный корабль. 

Наша торпеда прошла точно под американским фрегатом, он её обнаружил, начал ставить помехи. 

На лодке их приняли за контр-атаку, стали активно уклоняться…

«И тогда я впервые в жизни увидел, как дизельная подводная лодка дала полный ход под водой», - улыбается Тарас Лаврентьевич так, будто снова оказался в той ситуации.

... А спустя годы он встретил человека, который готовил ту самую учебную торпеду для подводной лодки, уходящей на боевую службу.

Этим человеком оказался опытный подводник, который начинал свою службу с «Малюток» в Находке, капитан 1 ранга запаса Михаил Романкевич. 

В те годы он служил инженером технической торпедной базы в соединении ПЛ на Улиссе.

Сегодня оба подводника трудятся в учебном отряде ТОФ и часто вспоминают этот эпизод с торпедой, которая заочно их познакомила несколько десятилетий назад.

К моменту выпуска Т.Москаленко из училища в стране начали строить атомные лодки второго поколения, они базировались на Северном флоте, и все молодые офицеры мечтали туда попасть. 

Но вакансий было мало, и первым местом службы лейтенанта Москаленко стала дизельная субмарина.

Когда он пришёл в кадры, то ему как участнику манёвров «Океан» вначале вручили значок «За дальний поход», а затем дали предписание в экипаж капитана 1 ранга Владимира Любимова на должность командира БЧ-3.

- Владимир Серафимович мой первый командир, - рассказывает Т.Москаленко.

- Сегодня ему за 80 лет, он живёт во Владивостоке, мы с ним иногда встречаемся и регулярно созваниваемся. 

Хотя вместе нам довелось прослужить всего год, но за это время он мне дал столько, что я до сих пор считаю его своим учителем и наставником.

Нас тогда пришло пять лейтенантов на лодку. 

Мы сразу окунулись в гущу событий, начали сдавать первую и вторую задачи, заступать на боевое дежурство, и благодаря командиру, его спокойному и сдержанному характеру наше становление прошло очень легко.

Не обошлось и без анекдотических случаев, с улыбкой продолжает Тарас Лаврентьевич.

На флоте всегда любили пошутить, вот с такой шутки и началась моя офицерская служба.

Я приехал на лодку в воскресенье, командир был на сходе, а замполит открыл его каюту и сказал: «Вот здесь располагайтесь». 

Я лёг, переночевал, а утром слышу кто-то открыл дверь и, чуть подождав, закрыл её.

Ситуация повторилась на второй, а затем и на третий день.

На четвёртый приходит командир и говорит: «Слушай, освобождай мою каюту, вот тебе записка, иди по ней получай комнату». 

До сих пор с командиром вспоминаем этот случай, он тоже его запомнил. 

Открыл, говорит, каюту, смотрю кто-то лежит, ну и не стал беспокоить…

Следующим этапом офицерской службы Москаленко стало участие в переходе одной из подводных лодок с Севера на Камчатку вокруг Африки. 

Тот поход длился в течение 144 суток, проходил в подводном положении (только Малаккский и Сингапурский проливы проходили ночью в надводном положении) и являлся в своё время беспрецедентным.

На Камчатке Тарас Лаврентьевич стал помощником командира подводного корабля, затем ушёл на офицерские классы, а окончив их, был назначен старшим помощником командира на атомоход первого поколения. 

Эти лодки к тому времени уже прошли модернизацию и были переоснащены более новыми ракетными комплексами.

После пяти лет в должности старпома Москаленко стал командиром этого же экипажа, который Тарас Лаврентьевич с особой теплотой вспоминает и сегодня. 

В его составе было 32 мичмана, они и составляли костяк экипажа. 

Если большинство офицеров по долгу не задерживались на лодке, уходили на более высокие должности, то мичманы здесь служили постоянно и были мастерами своего дела, на них и опирался командир.

С этим экипажем Тарас Лаврентьевич ходил во многие автономки, среди них поход в район Японии, где приходилось следить за американскими субмаринами, ещё один немаловажный поход был во время войны Китая с Вьетнамом. 

В Южно-Китайском море была получена команда всплыть и далее нести боевую службу в надводном положении.

Для подводников это была очень своеобразная и не свойственная задача, так как на первый план выступала противодиверсионная борьба. 

Только позже экипаж узнал, что рядом несла службу ещё одна лодка в подводном положении. 

После выполнения этих задач по демонстрации своего присутствия в районе лодка была отправлена не в место базирования, а в более южный район, где простояла ещё несколько месяцев в боевом дежурстве и готовности вновь выйти в тот же район для выполнения поставленных задач.

Однако самым ярким за всю службу и особо запоминающимся для Тараса Лаврентьевича был поход длительностью девять месяцев в Индийский океан.

- В море вышли по тревоге, - вспоминает те давние события Т.Москаленко.

- Был январь, пурга, холод. Вначале шли в надводном положении, и, видимо, нас приняли за рыбаков, так что нам удалось до Филиппинского моря пройти незамеченными, далее прошли в Персидский залив. 

Службу несли 50 суток в подводном положении, 30 - в надводном.

Несколько раз заходили на острова Сокотра и Дахлак, дважды в порт Аден. 

Основной нашей задачей было слежение за американскими авианосцами. 

Тот поход был очень интересным. 

В нём мы испытывали новую систему получения целеуказаний через спутник. 

В комплексе с данными радиотехнической разведки отрабатывать задачи было необычно - легко и по-новому.

Поход был удачным, техника ни разу не подвела, личный состав вернулся здоровым, все задачи были выполнены. 

Меня как командира это окрылило, появилась уверенность в своих силах. 

Мое мастерство отшлифовалось именно в том плавании, и именно там я познал вкус должности командира, самостоятельности в выполнении поставленных задач.

По возвращении в родную базу наша служба была высоко оценена, мы получили поощрения от главкома ВМФ и других военачальников. 

Приятно было узнать и то, что, пока мы были в море, на берегу не забывали заботиться о наших семьях - многие за время нашего отсутствия получили квартиры, немало семей переехало в новое, более благоустроенное жильё.

Последние годы службы прошли у капитана 1 ранга Москаленко в учебном отряде подводного плавания ТОФ, где он передавал молодым матросам будущим подводникам свой бесценный опыт. 

Вначале он командовал школой, где обучались специалисты для атомного флота. 

А затем стал начальником школы техников ВМФ, которая готовила мичманов для подводных лодок.

На этой должности Тарас Лаврентьевич старался приложить все усилия, внедрить много новаций, чтобы сделать учебный процесс наиболее эффективным и чтобы выпускники ШТ ВМФ уверенно формировали на лодках основу экипажа, как это было на субмарине, которой командовал Т.Москаленко.

Кстати, тот свой самый родной экипаж командир не забывает и сегодня. 

Несмотря на то, что большинство сослуживцев перебрались на запад и в ближнее зарубежье, со многими из них Тарас Лаврентьевич ведёт переписку и, что называется, держит руку на пульсе.

А в перспективе у экипажа намечена встреча. Она спланирована на сентябрь этого года и пройдёт в Киеве. 

В это время в столице Украины будет проходить 49- й Международный конгресс подводников. 

На базе этого престижного форума и планируют подводники Тихоокеанского флота (а сейчас жители Херсона, Одессы, Винницы и других городов) спустя более 30 лет после совместной службы и тех памятных походов встретиться, 

чтобы обняться, посмотреть друг другу в глаза, вспомнить ушедших боевых друзей, поднять неизменный третий тост за тех, кто в море, и добавить к нему свою любимую команду: «Осмотреться в отсеках!».

Владислав ДУБИНА

"Боевая вахта" №10 (19385) 17 марта 2012 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий